Дмитрий Степанович Бортнянский – российский композитор, являющийся
основоположником русской классической российской музыкальной
традиции.
Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – молодые годы.
Дмитрий Степанович Бортнянский родился он 26 октября 1751 года в
Глухове на Украине. Учился в известной глуховской школе. В возрасте
семи лет были замечены его прекрасные вокальные данные, и
Бортнянский был принят в в Придворную певческую капеллу в
Петербурге. Помимо церковного пения, мальчик он исполнял также и
сольные партии в итальянских операх.
За успехи в музыкальной деятельности Дмитрию Бортнянскому назначили
художественную стипендию, которая позволяла получить образование в
Италии. В возрасте семнадцати лет Бортянский, он уезжает для
продолжения музыкального образования Венецию, которая считалась
одним из главных культурных центров Италии и славилась своим оперным
театром. Там жил бывший учитель Бортнянского, итальянский композитор
Бальтасар Галуппи, который был его музыкальным преподавателем в
Петербурге. Он всячески поддерживал молодого музыканта. Бортянский
за время жизни в Италии стремился к углублению своих знаний, посещая
и другие культурные центры Италии - Болонью, Рим, Флоренцию и
Неаполь.
Период жизни в Италии, продолжавшийся порядка десяти лет, в
биографии Дмитрия Степановича Бортнянского сыграл весьма
существенное значение. За это время композитор блестяще овладел
композиторской техникой итальянской школы, при этом его произведения
отличались близостью к чувственной напевной украинской песне. В
Италии Бортнянский написал три оперных произведения - «Креонт», «Алкид»,
«Квинт Фабий». Судьба одной из опер, "Алкида", сложилась в будущем
очень интересно. После исполнения «Алкида» во время венецианского
карнавала, партитура оперы пропала и была найдена лишь спустя два
века в одной из библиотек Вашингтона. Копию партитуры отыскала
американка русского происхождения Кэрол Хьюз. Она отправила ее
известному музыковеду Юрию Келдышу, и в 1984 году опера впервые
прозвучала на родине Бортнянского в Киеве, а затем и в Москве.
В 1779 году музыкальный руководитель при императорском дворе Иван
Елагин направил Бортнянскому приглашение вернуться в Россию. По
возвращении Бортнянский получил должность капельмейстера Придворной
капеллы и здесь начался переломный момент в творческой биографии
композитора – он посвящает себя отечественной музыке. Наибольших
успехов Бортнянский достиг в жанре хоровых духовных концертов,
объединив в них европейские техники музыкальных сочинений с
православными традициями.
В 1785 году Бортнянский получил приглашение на должность
капельмейстера "малого двора" Павла I. Не оставляя своих основных
обязанностей, Бортнянский согласился. Основная работа при дворе
Павла I находилась для Бортнянского в летнее время. В честь Павла I
Бортнянский в 1786 году создал оперу "Празднество сеньора", увертюру
к которой заимствовал из своей итальянской оперы "Квинт Фабий". В
тот период Бортнянским было написано еще два оперных произведения: в
1786 году он сочинил оперу "Сокол", а в 1787 году "Сын-соперник",
которая считается лучшим оперным произведением за всю творческую
биографию Бортнянского. Опера "Сокол" также не забыта и в настоящее
время входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ-опера".
В середине 90-х годов Бортнянский прекращает музыкальную
деятельность при "малом дворе". Оперных произведений композитор
больше не писал. По мнению некоторых историков, это могло быть
связано с увлечением композитора движением масонов. Именно
Бортнянский был автором известного гимна русских масонов на стихи
М.Хераскова "Коль славен наш господь во Сионе".
Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – зрелые годы.
С 1796 года Бортнянский стал управляющим Придворной певческой
капеллы. Помимо исполнения обязанностей управляющего он занимался
преподавательской деятельностью, давая уроки музыки в Смольном
институте благородных девиц, а также принимал участие в работе
Петербургского филармонического общества.
В 1801 году его назначили директором капеллы. Будучи руководителем
капеллы и автором духовных композиций Бортнянский сильно повлиял на
церковное пение в России девятнадцатого века: помимо улучшения
музыкального мастерства придворного хора, при нем существенно
улучшилось образование и положение певчих. Бортнянский был первым
директором капеллы, которому было разрешено исполнять и издавать
новые духовно-музыкальные сочинения.
В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей
в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен
произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия,
трио. Его духовно-музыкальные произведения исполнялись в течение
всего 19 века. Некоторые из них исполняются в русских храмах на
рождественских и пасхальных концертах по сей день. Бортнянский
являлся создателем нового типа духовного хорового концерта. Его
стиль, основанный на классицизме с элементами сентиментализма и
традиционных песенных русских и украинских интонациях, позже
использовали в своей композиторской деятельности многие авторы.
Бортнянский был признанным мастером хоровой духовной музыки.
В последние годы своей жизни Бортнянский продолжал свою
композиторскую деятельность. Он писал романсы, кантаты, и работал
над подготовкой к изданию полного собрания своих произведений.
Однако эта работа не была окончена композитором. Он успел издать
только свои произведения для хоровых концертов, которые были
написаны им в молодые годы - «Духовные концерты на четыре голоса,
сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским». Впоследствии
полное собрание его сочинений в 10 томах издал в 1882 году Петр
Ильич Чайковский.
Бортнянский умер 1825 года в Петербурге. В свой последний день он
попросил хор капеллы исполнить один из своих духовных концертов.