Биография Чайкоского Петра Ильича – Молодые годы.
Пётр родился 25 апреля 1840 года, в Камско-Воткинском заводе, в
Вятской губернии (сейчас это город Воткинск в Удмуртии). Родом он
был из семьи горного инженера, бывшего начальником
Камско-Воткинского завода. По отцовской линии Пётр происходил из
казаков с Украины. Со стороны матери корни уходили к французам. По
замечанию самого Чайковского, ни одна из линий не предвещала ничего
музыкального. Единственное что можно отметить, родители Петра очень
почитали музыку, а его мама хорошо пела, и играла на фортепиано,
случалось даже, что в их доме проходили музыкальные вечера. Возможно
благодаря этому биография Чайковского была так тесно связана с
музыкой.
Талант в отношении к музыке у Петра появился рано: уже с пяти лет он
учился играть на фортепиано, а спустя 3 года умел читать ноты и
записывать свои впечатления в музыке. В соответствии с желанием
родителей Чайковский с 1850 по 1859 год получал образование в
Училище правоведения. После этого Пётр был направлен на службу в
Министерство юстиции. Параллельно с этим биография Чайковского всё
больше наполнялась музыкой, поскольку он ходил на уроки игры на
фортепиано к известному тогда музыканту Р. Кюндингеру. Кстати он не
говорил ничего серьёзного о способностях Петра.
К полноценным занятиям музыкой Пётр Ильич приступил только когда ему
был 21 год на музыкальных классах Санкт-Петербургского отделения
Русского музыкального общества. Ещё через год Чайковский оказался в
рядах студентов Петербургской консерватории, которую уже через три
года в 1965 году закончил с отличием, учившись у А. Г. Рубинштейна,
последний, кстати, очень сильно ценил талант Чайковского. Именно в
то время биография Чайковского пополнилась первыми серьёзными
произведениями для симфонического оркестра, в частности увертюрой
«Гроза», «Характерными танцами». Дипломной работой, шедевром в
старом смысле этого слова, стала кантата для солистов, хора и
оркестра на оду Шиллера «К радости». Чайковский покинул службу в мае
1863 года, и начал зарабатывать собственными уроками.
Биография Чайковского Петра Ильича – Зрелые годы
В 1866 году Петра Ильича позвали в новую Московскую консерваторию на
пост профессора. Вплоть до 1878 года Чайковский преподавал в
консерватории в классах свободного сочинения, теории, гармонии и
инструментовки. Для более эффективного преподавания Чайковский
написал ряд руководства и перевёл таковые с иностранных языков.
Параллельно с этим биография Чайковского отмечена активным участием
в музыкальной жизни города Пётр Ильич постоянно печатался в прессе
как музыкальный критик и просто как рецензент музыкальных газет
из-за серьёзной нужды в деньгах, а также он просто общался со
многими ведущими музыкантами м композиторами Москвы, России и
Европы, среди которых он имел большое количество поклонников.
Что касается личной жизни, то она у Чайковского не складывалась.
Желая преодолеть свою тягу к мужчинам, он сочетался браком в 1877 на
Милюковой. Но это был неудачный поступок, и связанные с браком
переживания едва не довели Петра Ильича до суицида. Спустя год
композитор по факту бежал из России и на протяжении некоторого
времени жил в основном за рубежом, прежде всего в Швейцарии и
Италии.
В то же время Петра Ильича финансировала и покровительствовала ему
фон Мекк, пожалуй, богатейшая женщина России, которая была вдовой
богатого промышленника. Благодаря этому Чайковский мог заниматься
творчеством и музыкой не обращая внимания на финансовые проблемы.
Отличным источником и по биографии и личности композитора
представляется его переписка с фон Мекк, с которой он никогда не
встречался.
Во время проживания в Москве биография Чайковского воистину
переживала подъём в творчестве композитора. Именно в то время он
сочинил «Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), балет
«Лебединое озеро» (1876), музыку к пьесе А. Н. Островского
«Снегурочка» (1873), множество пьес для фортепиано (в их числе и
известные «Времена года», 1876).
Побывав за границей, в восьмидесятые годы Пётр Ильич вновь
занимается активной музыкально-общественной деятельности на Родине.
В то же время Чайковский переезжает в Подмосковье, сначала в село
Майданово, затем во Фроловское (и то и другое находятся рядом с
Клином, и вскоре композитор поселяется и там).
Дело в том, что Чайковский по своей натуре является скитальцем и
постоянно переезжает с места на место. Примерно с 1885 года Пётр
Ильич начинает заниматься дирижёрской деятельностью, изначально у
себя на Родине, а затем и за рубежом. Исполняя свои произведения,
композитор побывал в ряде Европейских городов, в частности в
Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии и Швейцарии. В ходе этих
поездок Чайковский ещё больше сошёлся с крупнейшими музыкантами того
времени, в частности с Э. Григом, А. Дворжаком и Г. фон Бюловом.
Образ жизни Чайковского напоминал номадный – зимой он уезжал
заграницу, летом возвращался в Россию. В это благоприятное для
творчества время Пётр Ильич необычайно активен и плодотворен в
музыке.
В последние годы своей жизни Пётр Ильич был признанным гениальным
композитором и дирижёром уже по всему миру. Это было заметно не
только в связи с ажиотажем вокруг его концертов, но и в связи с
избранием его членом-корреспондентом парижской Академии изящных
искусств, во-первых, и почетным доктором Кембриджского университета,
во-вторых. Это время стало кульминационном во всём творчестве
композитора. До этого он творил настоящие произведения на протяжении
двадцати восьми лет без перерыва. Тогда Чайковским были написаны
оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», также балет «Щелкунчик» и прочие.
Умер Пётр Ильич на пике своей славы и работоспособности. Он
заразился распространённой тогда болезнью – холерой. Она свела
великого композитора в могилу всего за 4 дня. 25 октября 1893 года
Чайковского не стало. Но не смотря на это Пётр Ильич оставил нам
великое наследие, которое оставило его в памяти людей всей планеты.