Биография Далай-ламы XIV – молодые годы.
Далай-лама XIV, духовный лидер тибетского народа, родился 6 июля
1935 года. Он рос в среднезажиточной семье фермеров в небольшой
тибетской деревушке Такцер, в которой жило всего около двадцати
семей. При рождении ему дали имя Лхамо Тхондруб. У его родителей
Чойкьон Цэринг и Сонам Цомо было девять детей, он был пятым по
счету. Впоследствии в своей биографии Далай-лама XIV писал, что
именно бедное детство и простое происхождение способствовало
формированию его личности. Родись он в богатой семье, разве смог бы
он понять простой народ и стать духовным покровителем миллионов
людей.
В 1937 году случился переломный момент в биографии будущего
Далай-ламы. В его маленькую деревню приехала особая группа лам. Цель
их визита была необычной – они искали новое воплощение Далай-ламы
XIII. Бедную деревеньку Такцер ламы посетили не случайно: еще в 1909
году Далай-лама XIII побывал в ней, когда совершал паломничество по
святым местам, и сказал во время своего визита, что с удовольствием
вернулся бы в эти красивые места снова.
Лхамо Тхондруб прошел ряд специальных испытаний, ему показывали вещи
покойного Далай-ламы XIII, его игрушки и реликвии, увидев которые
двухлетний мальчик, ни разу не бывавший нигде за пределами своего
поселения, сразу сказал: «Это моё, это моё!». Так Лхамо Тхондруб был
признан реинкарнацией Далай-ламы XIII. Признанный Далай-ламой Лхамо
Тхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин
Гьямцхо. Подлинность реинкарнации Далай-ламы XIV подтверждалась
впоследствии и его сновидениями, которые были связаны с прошлой
жизнью его предшественника. Его старший брат Тхуптен Чжигмэд Норбу
позже тоже был признан новым воплощением высокого ламы Такцер
Ринпочхэ.
Район Тибета, в котором располагалась деревня Такцер, находился под
контролем Китая. Тибетское представительство вело долгие переговоры
с местной администрацией, прежде чем нового Далай-ламу смогли
забрать и отправить на обучение. В октябре 1939 года четырехлетний
Лхамо Тхондруб покинул родной дом и направился в Лхасу, столицу
Тибета. Там он был возведён на трон. Церемония прошла 22 февраля
1940 года.
Одним из интересных фактов биографии юного Далай-ламы было его
знакомство с австрийским альпинистом и писателем Генрихом Харрером,
который также известный, проживший семь лет в Тибете. Некоторые
источники подчеркивают принадлежность Генриха Харрера, который был
членом СС, к нацистской идеологии.
С шести до двадцати пяти лет Далай-лама обучался, чтобы стать
«доктором буддийской философии», иначе это называлось званием
гэшэ-лхарамба. Свой первый серьезный экзамен он сдавал, когда ему
было двадцать четыре года. Это были предварительные испытания,
проходившие в трёх главных монастырских университетах Тибета:
Дрепунге, Сэре и Гандене.
Главный и заключительный свой экзамен Далай-лама XIV сдавал в 1959
году в храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам.
Испытания проходили весь день. Утром его экзаменовали тридцать
учёных, которые проверяли совершенство знаний Далай-ламы по логике.
Затем следовала вторая часть экзамена, которая представляла собой
философскую дискуссию Далай-ламы с пятнадцатью учёными. Вечером были
экзамены по метафизике и монашеской дисциплине, которые принимали
тридцать пять учёных. Все испытания Далай-лама прошел отлично,
показав свои блестящие знания в присутствии более двадцати тысяч
учёных-монахов и получил высшую ученую степень, став гэшэ-лхарамбом
- «доктором буддийской философии».
В период обострения тибетско-китайских отношений и вторжения в Тибет
китайских коммунистов с 1949 года Далай-лама пытался наладить мирные
отношения с китайскими властями. Шла борьба за независимость Тибета.
Китай настаивал на принадлежности Тибета своей территории. В 1950
году ситуация обострилась, и пятнадцатилетнего Далай-ламу по
инициативе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета
попросили принять на себя всю полноту духовной и светской власти. В
ноябре 1950 году состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на
престол духовного и светского правителя Тибета. В 1959 году
произошло антикитайское восстание, после которого он был вынужден
покинуть столицу Тибета Лхасу. Его убежищем стала Индия. С того
времени Далай-лама проживает в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш). Там
же располагается Тибетское правительство в изгнании.
Биография Далай-ламы XIV – зрелые годы.
В 2001 году в Тибете прошли первые демократические выборы за всю
историю страны. С избранием политического руководства посредством
демократических выборов на пост Калон Трипа, или премьер-министра,
Далай-лама, по его собственному выражению, «наполовину в отставке».
За все время своей духовно-просветительской деятельности Далай-лама
XIV получил множество наград и признаний. В 2005 году ему присудили
Гессенскую премию мира за его вклад в достижение мира и
взаимопонимания между народами, а также премию мира фонда «Манхай» и
премию «Сострадание и вдохновение». В том же году он получил
почётную докторскую степень американского университета Ратгерс. В
2006 году Далай-лама стал лауреатом премии Бен Гуриона и получил
почётное гражданство Канады, а также почетные докторские степени в
университетах Сантьяго и Буффало. В том же году он получил почётную
докторскую степень в области биологии. В конце 2006 года ему вручили
Калмыцкий орден «Белого лотоса», являющийся самой почетной высшей
наградой Калмыкии.
Взгляды Далай-ламы как великого ученого на достижения современной
науки весьма прогрессивны. Он допускает возможность существования
искусственного интеллекта, или сознания на основе компьютерных
технологий. Также Далай-лама имеет интересное мнение по поводу
экспериментов по клонированию человека: он считает, что такие
эксперименты необходимо поддерживать только в отношении конкретных
случаев, когда они могут принести пользу тому или иному человеку,
массовое же применение практики клонирования, по его мнению, ни в
коем случае не должно допускаться.