Гендель Георг Фридрих
Биография Генделя Георга Фридриха – молодые годы.
Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года.
Начальное образование он получил в средней школе. Помимо основного
образования юный Гендель получил базовые основы музыкального
образования. Поворотным моментом биографии Генделя является его
случайная встреча с Иоганном Адольфом, который поразился
замечательной импровизации, сыгранной Генделем, и уговорил его отца
дать ему музыкальное образование. Так Гендель стал учиться у
известного органиста и композитора Фридриха Цахау. За три года
обучения он научился свободно играть на скрипке, гобое, клавесине и
получил основы композиции.
В феврале 1697 года скончался отец Генделя. Георг, следуя воле
покойного, окончил гимназию, а через пять лет поступил на
юридический факультет университета в Галле. Вскоре после поступления
в университет он был назначен органистом в городской реформатский
собор, где стажировался в течение года. Гендель преподавал пение в
гимназии, давал частные уроки и занимался созданием музыки для
исполнения в городских церквях.
Весной 1703 года Гендель покинул Галле и направился в Гамбург, где
устроился в оперный театр вторым скрипачом. Вскоре он становится
первым скрипачом. Этот на первый взгляд несущественный факт
биографии Генделя становится определяющим. Именно тогда молодой
композитор выбрал основой своей музыкальной деятельности оперный
театр.
Главным событием биографии Генделя за время жизни в Гамбурге можно
считать премьеру его оперы "Альмира" в 1705 года. Опера сразу
получила популярность и была сыграна около двадцати раз. В том же
году была поставлена вторая опера Генделя, которая выдержала всего
три представления.
Неожиданно для всех Гендель решает покинуть Гамбург и отправляется в
Италию. В 1706 – 1707 годах он проживает во Флоренции, затем
переезжает в Рим. В 1708 году Гендель с успехом ставит свою первую
итальянскую оперу "Родриго". Выступая на публичных музыкальных
состязаниях, Гендель также получает признание своего композиторского
мастерства, побеждая лучших музыкантов Рима.
Затем Гендель едет в Неаполь, где живет около года. Главным
сочинением Генделя за период пребывания в Неаполе считается опера "Агриппина".
После ее написания Гендель отправляется в Венецию, где ставит оперу
и вновь обращает на себя внимание публики, получая новую порцию
успеха.
Вскоре Гендель уезжает из Италии в Германию в Ганновер и поступает
на службу придворным капельмейстером к ганноверскому курфюрсту, но
остается там недолго. Получив официальный отпуск, в конце 1710 года
Гендель отправился в Лондон. Там он пишет оперу "Ринальдо", с
которой сразу же с успехом входит в театральный мир Лондона.
Значительным фактом биографии Генделя стал его дебют в жанре
церемониально-торжественной музыки, который в то время имел большую
популярность в Англии. В 1713 году Гендель написал монументальный
"Те деум" и "Оду ко дню рождения королевы". Сама королева Анна была
довольна сочинением композитора разрешила исполнить "Те деум" на
торжественном собрании в честь подписания Утрехтского мира в соборе
Святого Павла. Именно это повлияло на решение Генделя делать
композиторскую карьеру в Англии.
До 1720 года Гендель служил в капелле герцога Чандоса,
суперинтендантом королевской армии. Гендель, при его огромной
трудоспособности, в те годы сочинил немного - две маски и антемы,
однако эти произведения, наряду с "Те деумом" были решающими этапами
его творчества. Одно из них впоследствии стало английской оперой,
другое - "Эсфирь" - первой английской ораторией.
В 1720 году началась новая веха биографии Генделя. Он становится
свободным предпринимателем и акционером. В новом
театрально-коммерческом предприятии Гендель ставит оперы, лично
набирает певцов и оркестрантов. В течение долгого времени широкая
публика не признавала Генделя, отдавая предпочтение итальянской
опере.
В 1723 году Гендель ставит "Отгона", который стал самой популярной
оперой в Англии того времени, затем следуют премьеры Флавио", "Юлия
Цезаря" и "Тамерлана". Пользуясь приемами итальянских популярных
композиторов, Гендель добивается успеха со своими новыми
постановками. Однако со временем вкусы английской публики
изменились, и итальянская опера вышла из моды. Публика перестала
ходить на оперы Генделя.
Это было трудным периодом в жизни композитора. Несмотря ни на что,
он продолжал сочинять. В течение нескольких лет он терпел поражение
с каждым новым своим творением. В итоге это привело к полному
разорению композитора. Последствия были тяжелыми и для здоровья
Генделя – его разбил паралич. Благодаря друзьям, которые оплатили
его поездку на оздоровительный курорт, Гендель оправился от болезни.
Тогда же наступил непродолжительный период возвращения к нему успеха
– в 1738 году он ставит оперу "Фарамондо", которую тепло принимает
публика, затем пастиччо "Алессандро Северо"и "Ксеркс".
Генделю удается наладить свое материальное положение и расплатиться
с частью долгов. Однако в следующем году его снова ждал холодный
прием английской публики, хотя в то время он пишет особенно
выразительные и живописные произведения, сочиняет одну из лучших
своих ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный".
Биография Генделя Георга Фридриха – зрелые годы.
В начале 1740-х годов Гендель расстается с оперой, поставив своего
последнее произведение в этом жанре - "Деидамия". Гендель начинает
сочинять оратории, основываясь главным образом на библейских
сюжетах. Он пишет свою знаменитую ораторию "Мессия". Не дожидаясь
премьеры «Мессии» в Англии, он внезапно уезжает в Дублин, где дает
концерты, а затем ставит "Мессию". Ораторию приняли тепло, и он
повторил ее. После Гендель возвратился в Лондон. В 1743 году
состоялось первое исполнение его героической оратории "Самсон",
которая принадлежит к числу лучших драматических произведений первой
половины XVIII века.
В 1744 году он ставит "Семелу", "Иосифа", в 1745 году - "Геркулеса"
и "Валтасара". Однако концерты Генделя не имеют успеха, и он снова
оказывается на грани разорения, его физические силы истощаются. В
1751 году у Генделя начинает развиваться слепота. Ему проводят
безуспешную операцию глаз, но в 1753 году наступает полная слепота.
Композитор умер 14 апреля 1759 года.