Главная
Портреты по рубрикам
Портреты по алфавиту
Галерея всех портретов
Лидеры продаж
Гербы, флаги, гимн РФ
Личности и события
Как
заказать?
Прайс
|
Шаляпин Федор Иванович
Федор Иванович Шаляпин, выдающийся русский оперный певец, родился 1 (13)
февраля 1873 года в семье мелкого чиновника уездной земской управы Вятской
губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, выходца из древнего вятского рода
Шаляпиных (Шелепиных). Дав сыну начальное образование, отец устраивал его
писцом в различные государственные учреждения, однако ни в одном из них
Федор не удержался. Карьера чиновника совсем его не привлекала. Обладая
прекрасным дискантом, юный Шаляпин был певчим в местной церкви, а позже – в
архиерейском хоре в Спасском монастыре.
БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН - МОЛОДЫЕ ГОДЫ
Творческая биография Шаляпина начинается в 1889 году, когда будущий великий
певец получил должность статиста в драматической группе В. Б. Серебрякова.
29 марта 1890 года Шаляпин впервые вышел на сцену с партией Зарецкого в
опере «Евгений Онегин», которую ставило Казанское общество любителей
сценического искусства. До сентября 1890 года Шаляпин был хористом
опереточной группы Серебрякова.
Переехав из Казани в Уфу в конце 1890 года, Шаляпин поступает хористом в
труппу, которой руководил С.Я. Семенов-Самарский. Творческая биография певца
могла бы не сложится, если бы в это время ему не пришлось заменить
неожиданно заболевшего солиста и исполнить главную партию в опере Манюшко
«Галька». После этого молодому исполнителю стали доверять различные оперные
партии. В это время он исполняет партию Фердинандо в «Трубадуре», а так же
партию Неизвестного в опере «Аскольдова могила» Верстовского. Ему предложили
место в уфимском земстве, однако Шаляпин предпочел присоединиться к
малороссийской труппе под руководством Дергача, которая как раз в это время
прибыла в Уфу на гастроли. Вместе с этой труппой он посещает Тифлис, где его
биография оперного исполнителя испытывает новый качественный виток. Именно
здесь у исполнителя появилась возможность заняться профессиональным
развитием под руководством учителя пения, в прошлом известного оперного
певца Д. А. Усатова. Усатов принял самое живое участие в судьбе Шаляпина,
давая ему уроки вокального мастерства, бесплатные, ввиду отсутствия средств
у молодого исполнителя. Кроме того, Усатов дал возможность Шаляпину показать
себя в роли оперного исполнителя и занять место в Тифлисском оперном театре.
Так Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Всю свою жизнь Федор
Иванович хранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе, называя
его своим единственным педагогом.
БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.
Публика по достоинству оценила партии Мельника из «Русалки» и Тонио из
«Паяцев», которые в это время исполнял Шаляпин. Однако талант Шаляпина
требовал иного масштаба, и в 1894 году, после года работы в тифлисском
театре, он решает перебраться в Москву. Однако в Большой театр, вопреки
ожиданиям певца, его не взяли, и с оперной труппой Петросьяна он переезжает
в Петербург, где в 1895 году становится исполнителем Мариинского театра.
После года работы на вторых ролях Шаляпину доверяют главную партию Мельника
в «Русалке», и эта работа подарила ему благосклонность публики и обрел
широкую известность. Летом 1896 года его карьера оперного исполнителя снова
переходит на новый уровень – его приглашают выступить в труппе известного
миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который как раз начал воплощать свой
творческий замысел – создание чисто русского оперного театра. Мамонтов
уговорил Шаляпина перейти из театра в его труппу, и именно здесь дарование
Шаляпина получает возможность раскрыться в полную свою силу. Нужно сказать,
что Мамонтову удалось собрать в своей труппе действительно талантливых и
неравнодушных к общему делу людей – дирижировал оркестром Рахманинов,
художниками были Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов,
режиссером вместе с самим Мамонтовым — Лентовский; вместе с Шаляпиным на
сцене пели Рожанский, Цветков, Ростовцев, Забела.
Именно здесь Шаляпин исполнил партии, сделавшие его по настоящему знаменитым
и почитаемым оперным исполнителем. В сезоне 1896 – 1897 года он пел партию
Сусанина в опере Глинки, Ивана Грозного в «Псковитянке», в 1897 – 1898 годах
– партию Досифая в «Хованщине» и Варяжского гостя в «Садко», в следующем
сезоне – Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарт и Сальери». Вершиной этого
периода творческой биографии Шаляпина было исполнение партии Бориса Годунова
в одноименной опере Мусоргского. Эта роль подняла его на пьедестал первого
оперного певца Российской империи.
Этот период жизни Шаляпина был успешным не только в творческом, но и в
личном плане – в 1896 году он женился на одной из артисток театра Мамонтова,
танцовщице Иоле Тарнаги. У них было шестеро детей, один из них умер в 4-х
летнем возрасте.
В 1899 году Шаляпин возвращается на государственную сцену, вызвав ликование
многочисленных поклонников. Благодаря Шаляпину, Большой театр ввел в свой
репертуар оперы, которые до сих пор считались недостойными императорского
театра. Сейчас здесь наравне с классическими европейскими произведениями
ставились «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» и другие оперы,
главные партии в которых пел Шаляпин.
В этот период растет слава Шаляпина за границами Российской империи. В 1900
году он впервые исполняет партию Мефистофеля в итальянском оперном театре La
Scala и это выступление становится шагом к обретению мировой известности.
Отныне каждый год Шаляпин будет отправляться заграницу на гастроли, которые
из коммерческих соображений, были безусловно более привлекательными, чем
работа в государственном театре.
В 1907 году Шаляпин пел в Париже в рамках «Русских сезонов за границей»,
которые организовывал Дягилев. Можно говорить о том, что именно благодаря
Шаляпину оперы русских композиторов, в особенности Мусоргского, стали
достоянием мировой культуры и неотъемлемой частью классического репертуара
европейских театров. Однако сам Шаляпин активно исполняет партии в
произведениях европейских композиторов, многие из которые были написаны
специально для него.
В это время в личной жизни Шаляпина происходят изменения. Он сближается с
Марией Валентиновной Петцольд, и фактически заводит вторую семью. Официально
свои отношения Федор Иванович и Мария Валентиновна оформили только в 1927
году. У них родилось трое дочерей – Марфа, Мария и Дасия.
С началом Первой мировой войны зарубежные гастроли Шаляпина прекращаются и
до 1920 года он не выезжает из России, выступая в частных труппах Зимина и
Аксарина, а с 1918 года – на сцене Мариинского театра и часто давая
бесплатные концерты для раненных на полях сражений. Революцию 1918 года
Шаляпин принял очень благожелательно, продолжал выступать, несмотря на
разруху и всеобщий кризис. В том же 1918 году Совнарком постановил присвоить
Федору Ивановичу Шаляпину звание народного артиста.
В 1920 году Шаляпин вновь стал ездить на гастроли в страны Европы, все реже
и реже на короткое время возвращаясь в Россию. В 1922 году он в последний
раз исполнил на сцене Мариинского театра партию Бориса Годунова и навсегда
покинул Россию.
Он поселился в Париже, активно и успешно гастролировал в странах Европы и в
Америке, пел в составе Русской труппы, организованной в Париже князем
Церетели, а в 1932 году снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который стал
заметным явлением в мире кино. Однако здоровье великого исполнителя
пошатнулось, и в 1938 году Федор Иванович Шаляпин скончался от лейкемии на
руках своей жены, Марии Валентиновны.
Смотрите
все портреты
здесь
© Биография Федора Ивановича Шаляпина.
|
г. Москва
т. 8-903-900-52-75
vseportrety@mail.ru
г. Санкт-Петербург
т. 8-903-930-54-70
vseportrety@mail.ru
г. Екатеринбург
т. 8-903-930-54-70
vseportrety@mail.ru
г. Новосибирск
т. (383) 263-52-75
vseportrety@mail.ru
-Казань
-Краснодар
-Красноярск
-Нижний Новгород
-Пермь
-Ростов-на-Дону
-Челябинск
т. 8-903-900-52-75
vseportrety@mail.ru
|