Биография Фредерика Шопена – Молодые годы.
Фредерик родился 22 февраля (а есть мнение что 1 марта) 1810 года в
деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Семья его была очень
культурная. Папа Фредерика сначала был офицером в армии Костюшко, а
затем преподавал в лицее в Варшаве. Также он играл на флейте,
скрипке и фортепиано. Мама у Шопена также очень любила музыку.
Видимо благодаря этому биография Шопена сразу же сблизилась с
музыкой и фортепиано в частности. Уже в 8 лет Фредерик дал свой
первый концерт. Войтех Живный был первым наставником у Шопена и
именно он научил его как любить и понимать классику. Спустя
несколько лет, Фредерик поступил в лицей где преподавал его папа.
Там он занимался гуманитарными дисциплинами, в частности польской
литературой, эстетикой и историей. В то время композитор сочинял
стихотворения и пьесы, а также с удовольствием рисовал карикатуры.
Стоит отметить, что биография Шопена имела не только безоблачные
способности к таланту, но и такой недуг, как врождённый туберкулёз.
Помимо пробуждённого в детстве интереса к музыке этому
способствовало и то, что в Варшаве постоянно ставились произведения
как польских авторов, так и таких людей как Россини, Моцарт, Шопен,
Паганини и Гуммель. Последний из них давал существенное влияние на
первый стиль игры на фортепиано. Помимо этого в столице Польши было
создано множество музыкальных кружков в которые Фредерик входил.
С 1826 года Шопен учился в Консерватории. Однако ещё до поступления
туда Фредерик самостоятельно сочинял различные композиции.
В это время произведения Шопена делились на две основные группы. К
первой относились концертные, виртуозные, несколько сложные, пышные,
преимущественно для фортепиано с оркестром. Ко второй –
миниатюры-вальсы, мазурки и полонезы.
В этот период биография Шопена имела такой успех, как два концерта
на фортепиано. Тогда же Фредерик впервые побывал заграницей с
концертом, было это в Берлине, Вене, Праге и Дрездене. А спустя два
года, в 1830-м году Шопен придумал вместе с друзьями очередную
поездку. В соответствии с ней он вновь побывал в Вене и впервые в
Париже. Когда в столице Чехии затевались волнения, композитор как
мог оказывал им поддержку. Но вскоре восстание было подавлено, что
сильно сказалось на Шопене. Его произведения изменились, в них стала
видна некая трагичность. Именно после этого события Фредерик создал
этюд c-moll, названием которому было «Революционный».
Биография Фредерика Шопена – Зрелые годы.
В районе 30-40-х годов биография Шопена считается наиболее
плодотворной. В те времена именно Париж был культурной столицей
Европы, именно поэтому там жили наиболее популярные люди того
времени, например Бальзак или Гюго. Помимо писателей там обитали и
певцы и музыканты. Во Франции Шопен познакомился со своими
соотечественниками и был включён в ряды польского литературного
общества. Хотя Париж и преклонялся перед творчеством Шопена,
композитор всё же не любил играть на публику и с гораздо большим
удовольствием исполнял свои произведения в кругу своих друзей,
которыми преимущественно были поляками.
В 1836 году Между Шопеном и полькой Марией Водзиньской вспыхнул
роман. Но родители девушки так и не дали согласия на свадьбу. В
результате отношения продлились только год. После того как они
расстались, Шопен познакомился с писательницей Жорж Санд, с которой
они прожили вместе 9 лет. Она имела весьма специфическую внешность,
поскольку одевалась в мужскую одежду, курила не просто сигареты, а
трубку, да и вообще больше напоминала мужчину, нежели женщину, хотя
у неё при этом было 2 детей. Но они так и не поженились.
В те годы, когда Фредерик творил просто прекрасные произведения Жорж
познакомила познакомила композитора со сливками общества Парижа. В
холодную пору Шопен учил желающих играть, а летом на вырученные
средства сочинял музыку в своё удовольствие.
В 1838 году Фредерик и Санд отправились на Майорку. Там царила
спокойная романтическая аура, которая сподвигла его написать 2-ю
балладу, полонезы и 3-е скерцо. До этого времени композитор
занимался исключительно миниатюрами, то есть мазурками, этюдами,
полонезами, вальсами и ноктюрнами. Единственные крупные формы до
1838 года – это первая баллада, и первые два скерцо. С этого времени
биография Шопена обнаруживает тягу к большим трагическим стилям,
например 2-я, 3-я и 4-я баллады, ряд сонат, фантазия f-moll,
полонез-фантазия и ещё 2 скерцо. В это время и миниатюры приобретают
некую драматичность и увеличиваются.
С середины 40-х годов в произведениях Шопена стали заметны такие
настроения, как спокойствие созерцание и созидание, некая светлая и
добрая гармония. Само отражение мыслей в музыке становится всё
сложнее. В композициях обнаруживается всё больше и больше различных
приемов, например полифонических. Произведения становятся всё более
сложными и многослойными. С этой линии Фредерик начинает свой путь к
так называемому к музыкальному эмприссионизму. Наиболее ярко это
отразилось в его произведении «Колыбельная».
После того как Шопен и Санд разошлись в 1947 году, творчество Шопена
стало клониться к закату. Через год он поехал в Лондон, где выступал
как на гастролях, так и в салонах, и для большей прибыли давал
уроки. В последний раз в своей жизни великий польский композитор
выступил на польском же балу. Вскоре после этого Фредерик помер от
таившейся в нём всю жизнь болезни – туберкулёза прямо на глазах у
своей сестры. Во время похорон композитора играли знаменитый реквием
Моцарта. В соответствии с написанным Фредериком Шопеном завещанием,
его сердце отвезли на захоронение в Варшаву.
Если взглянуть на всю жизнь композитора, то можно понять, что она
сложилась трагически. В ней ясно прослеживаются две части, во-первых
это те 20 лет, которые он провёл в Польше вплоть до 1831 года, а
во-вторых тот период, когда он оказался в таком положении, что был
вынужден навсегда покинуть свою Родину.